Навигация по сайтуНавигация по сайту

Трудно ли симулировать невменяемость?

В  ходе судебного процесса психологам иногда приходится устанавливать, является ли какой-либо участник суда (например, подсудимый или один из свидетелей) невменяемым. От решения эксперта во многом зависит характер приговора, который будет вынесен обвиняемому: будет он осужден или помилован.

Так, рассмотрим судебный процесс по делу об убийстве, произошедшему на Манхэттене в 1979 г., когда 6-летний Итан Патц исчез по пути в школу. Некоторые вопросы, заданные в ходе суда, явно выделялись на фоне других. Например: «Есть ли у Вас проблемы с общением с другими планетами?» Или: «Появляются ли у Вас странные чувства в теле? Возникают ли эти чувства только по четвергам?» Или следующий: «Вам когда-нибудь казалось, что Вас преследуют какие-то люди? Вызывал ли у Вас этот опыт повышение аппетита?»

Такие вопросы нечасто можно услышать на допросе свидетелей. Чаще всего можно услышать вопросы, устанавливающие средство-мотив-возможность преступления, как: «Где Вы были в ночь убийства?» Однако в упомянутом судебном разбирательстве психологам необходимо было установить, действительно ли человек страдал от психического расстройства или всего лишь притворялся.

Скорее всего, Вы предположили, что человек будет сумасшедшим, если у него появляются странные чувства в теле только по четвергам. Вероятно, Вы также посчитали, что человек нездоров, если у него поднимается аппетит, когда он думает, что за ним ведется слежка. Но на самом деле все совсем наоборот: если человек отвечает на данные вопросы утвердительно, то он в действительности психически здоров. Этот человек лишь притворяется.

Добро пожаловать в науку притворства - специальную отрасль знания, занимающуюся изучением симуляции болезней с целью извлечения из этого некоторой выгоды. Данная область психологии акцентирует внимание на парадоксальном порядке психических заболеваний, а также выявляет, что большинство людей не имеют ни малейшего представления, как это - иметь душевное расстройство.

Впервые притворство стало проблемой в судебном процессе по делу об убийстве Итана Патца, в котором 56-летний Педро Эрнандес обвинялся в убийстве первоклассника, пропавшего в 1979 г. Это дело является одним из самых известных, так как Итан стал одним из первых пропавших детей, чью фотографию разместили на картонной упаковке молока, чтобы все покупатели смогли помочь в поиске ребенка. День, когда Итан Патц исчез, стал Национальным днем пропавших детей в США.

Эрнандес был арестован в 2012 г., когда он сознался полиции, что заманил Итана в подвал магазина в Сохо (район Нью-Йорка), а затем задушил мальчика и избавился от тела, которое так и не было найдено. На данный момент адвокаты Эрнандеса утверждают, что его признание было ложным. Свидетели защиты дали показания в пользу того, что Педро Эрнандес обладает аномально низким IQ и психическим расстройством, из-за которого он не способен отличить реальность от иллюзии. Прокурор делал попытки бросить тень сомнения на диагноз Эрнандеса, выдвигая в качестве предположения то, что обвиняемый симулировал симптомы, чтобы избежать наказания за преступление.

Подобного рода битвы, ведущиеся на грани закона и психологии, часто являются частью привлекающих внимание судебных дел, в которых обвиняемый может быть невменяемым. Например, Джеймс Холмс, совершивший в 2012 г. массовое убийство в кинотеатре в штате Колорадо, США, прошел тестирование перед заседанием суда с целью установления, действительно ли у него была шизофрения. Другой пример: несколько обследований серийного убийцы Дэвида Берковица признали его дееспособность, что означает, что он мог быть привлечен к суду, даже несмотря на то, что во время признания в совершении убийств он утверждал, что принимал приказы от собаки.

Конечно же, иногда назначенные судом психологи, наоборот, признают подсудимого невменяемым. Это значит, что он не может быть привлечен к суду, как это было в деле об убийстве водителя службы доставки, когда преступник - Джастин Баркли - очевидно поверил, что совершает покушение на Дональда Трампа. Семья жертвы требовала пересмотра дела и заявляла, что обвиняемый симулировал болезнь, однако два эксперта установили, что обвиняемый действительно был не в своем уме, а потому не мог быть привлечен к суду.

Так каким же образом психологи могут определить, является ли человек действительно невменяемым или только лишь притворяется таковым?

Необычные вопросы, перечисленные ранее, являются частью теста, называемого «Структурированным интервью для оценки сообщаемых симптомов»: второе издание. Это один из широко используемых средств оценки, разработанных с целью определения симулирования или преувеличения симптомов. Ричард Роджерс - психолог, разработавший в 1992 г. данный тест и усовершенствовавший его в 2010 г., рассказал, как судебные психологи используют тесты и интервью, чтобы вычислить притворщиков.

[]Отец и брат Итана Патца с фотографией потерявшегося мальчика

Дилетант посчитает, что невменяемость можно заключить, если человек ведет себя иррационально и заявляет, что обладает странными симптомами. Однако психические расстройства не произвольны в проявлении симптомов; симптомы того или иного заболевания подчиняются порядку и систематике, которую отлично знают психологи, что является чрезвычайно полезным при определении симулянтов.

Структурированное интервью для оценки сообщаемых симптомов включает в себя последовательность вопросов, длящуюся 45 минут и разработанную с целью выявления притворщиков, заявляющих, что они испытывают ощущения, которые действительно душевно больные люди не испытывают. Например, как сообщает Ричард Роджерс, одна из стратегий определения заключается в выявлении маловероятных сочетаний симптомов. «Люди, симулирующие психическое расстройство, не знают, какие симптомы чаще всего проявляются вместе, а какие нет». Именно на основании этого появляются вопросы подобного рода: «Вам когда-нибудь казалось, что Вас преследуют какие-то люди? Вызывал ли у Вас этот опыт повышение аппетита?» В действительности маловероятно, что пациент с паранойей почувствует повышение аппетита в момент иллюзии. Таким образом, если человек заявляет, что у него есть оба симптома, то, скорее всего, он лишь притворяется.

Другие вопросы выведены таким образом, чтобы «подставить подножку» симулянтам с неправильным представлением о природе невменяемости. Именно поэтому, например, если свидетель утвердительно ответит на вопрос о проблемах в коммуникации с другими планетами, это будет служить сигналом, так как проблемы с общением с другими планетами не являются иллюзией, которой предаются пациенты с душевным расстройством.

«Люди, страдающие от психических заболеваний, не разговаривают с другими планетами», - сообщает Тали Уолтерс, судебный психолог и свидетель-эксперт. Она также сообщает, что обычно иллюзии имеют некоторое отношение к реальной жизни человека. Например, во времена Холодной войны американцы с психозом могли считать, что коммунисты готовят против них заговор. По словам Тали Уолтерс, ей приходилось делать оценку невменяемого подсудимого, арестованного за убийство полицейского 11 сентября и убежденного, что он находился на войне в Афганистане.

В теории, если человек утверждает, что испытывает странные симптомы, то это значит, что он лишь притворяется. «Если Вам кажется, что чем больше, тем лучше; чем необычнее, тем лучше; если Вы действительно так считаете, то, скорее всего, Вам не выиграть в суде», - утверждает Ричард Роджерс.

Тали Уолтерс описывает актуальную ситуацию, с которой ей пришлось столкнуться во время ее последней оценки обвиняемого перед судом, детали которого она разглашать не в праве. Так, когда она спросила, по какой еде он скучает, находясь под стражей, подсудимый ответил: «Пицца пепперони и кошачий корм».

«Вам нравится кошачий корм?» - спросил психолог.

«Да, я предпочитаю сухой», - ответил обвиняемый.

«Скорее всего, он лишь притворяется, - считает Тали Уолтерс. - Потому что это очень странно, но не в духе психического заболевания». По словам психолога, потребление кошачьего корма - это лишь странное поведение; оно не вписывается ни в одну известную модель заболевания.

Психолог также говорит и о взаимодействии, которое помогает выявить притворщиков: во время беседы человек смотрит ей прямо в глаза. Пациент с настоящим психическим расстройством, скорее всего, понимал бы, что такое поведение неприемлемо обществом, и в некоторой степени стыдился бы говорить об этом.

Другими словами, успешному притворщику понадобились бы глубокие знания в области психических заболеваний, их симптомов и проявлений. «Вам необходимо осознавать, насколько сильно Ваше поведение должно измениться под воздействием симптомов и насколько хорошо Вы должны быть об этом осведомлены», - считает Ричард Роджерс.

Ввиду наличия навыков актерского мастерства у некоторых испытуемых, психологи предпочитают проводить как можно больше времени с объектами их оценки или помещать их в такую среду, где эксперты могли бы наблюдать за испытуемыми в течение нескольких дней или недель. «Я ни разу не слышал о ком-либо, кто смог бы притворяться 24 часа в сутки 20 дней подряд, потому что это изматывает», - констатирует Тали Уолтерс. Если кто-то говорит Вам, что слышит голоса и что они заставляют его покончить с собой, а затем Вы наблюдаете, как он смеется и разговаривает с другими, крепко спит и хорошо питается, то этот человек лжет.

Эксперт также должен удостовериться, были ли у человека психические расстройства до совершения преступления или нет, расспросив семью обвиняемого и проверив записи в медицинском учреждении. Притворщик, который начал вести себя странно только после того, как на него надели наручники, не выиграет дело.

У Ричарда Роджерса есть предупреждение: «Мы никогда не знаем о тех, кого не удалось поймать». Это значит, что психологи не узнают о симулянтах, которым удалось успешно притвориться невменяемыми, потому что они никогда не узнают об их существовании.

В ходе суда в Америке последнюю и самую важную оценку производят присяжные, которым иногда приходится выслушивать противоречащие мнения психологов-экспертов, которые дают показания со стороны обвинения или защиты. Так случилось в ходе судебного разбирательства по делу Педро Эрнандеса, когда присяжным пришлось сначала выяснить, притворяется ли подсудимый. Так, 14 февраля 2017 г. присяжные все же признали Педро Эрнандеса виновным в совершении убийства мальчика.

Опубликовано: 24.02.2017 в 15:04

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: